Как уже сообщалось, в совещании приняли участие председатель совета Ассоциации организаций предпринимательства РБ Алексей Щербацкий и исполнительный директор АОП РБ Ирина Абрамова.
Алексей Щербацкий выступил с отчетом рабочей группы по совершенствованию деятельности координационных советов при администрациях муниципальных образований.
Как отметил Алексей Щербацкий, первым этапом работы группы стал анализ деятельности корсоветов по предпринимательству, созданных при администрациях муниципалитетов, и выработка рекомендаций по активизации их деятельности. Далее, в качестве пилотных муниципалитетов были определены Стерлитамак и Салават. Были проведены три выездные рабочие встречи с членами корсоветов этих городов.
В результате предприниматели обозначили самые важные для них вопросы:
- дорогие кредиты;
- резкий рост тарифов на коммунальные услуги (например, тарифы на тепло выросли в 2 раза за последние 3 года);
- затянутая и сверхсложная процедура по подключению к газу;
- сложная отчетность по экологической безопасности, из-за чего возникают дополнительные расходы ,примерно, в150 тыс. руб. в год.
При этом средняя налоговая нагрузка на одного предпринимателя в год составляет 60 тысяч рублей.
Точками роста бизнеса предприниматели видят:
- получение заказов и квот на сырье от крупных градообразующих предприятий;
- создание реестра производственных мощностей, услуг, товаров на территориях;
- создание технопарков с основным пакетом акций в государственной или муниципальной собственности;
- создание регламентов по организации тендеров внутри заводов (дробление крупных тендеров).
Координационный совет Салавата поделился наработками в сфере предоставления муниципальных преференций предпринимателям Администрацией города. Речь идет, в частности, о предоставлении муниципальных площадей на льготных условиях путем конкурсного отбора.
Алексей Щербацкий также напомнил, что в июле 2015 года были проведены две итоговые встречи в Стерлитамаке и Салавате, в которых приняли участие все члены Координационного совета, а также были приглашены предприниматели из 15 муниципалитетов юга Башкортостана. На этих мероприятиях впервые был представлен Стандарт проведения органами местного самоуправления мониторинга предпринимательского климата в муниципалитетах для рейтингования его состояния. Был рассмотрен опыт Уфимского района по внедрению успешных практик АСИ по созданию муниципальных регламентов в сфере земельных отношений. Выступающие отметили, что производственный потенциал городов для внедрения субконтрактации и аутсорсинга далеко не исчерпан.
По словам Алексея Щербацкого, «пилотные муниципалитеты – это хорошо, но это не дает быстрого и мощного эффекта по перестройке работы Корсовета, а, следовательно, и развитию малого бизнеса». В связи с этим было предложено провести серию деловых игр по субрегионам республики. Первыми взяли за основу Северо-восток и Зауралье.
Впервые в одной команде были собраны и предприниматели, и представители администраций, а также смоделированы ситуации взаимодействия бизнеса и власти в идеальном муниципалитете. Чиновники увидели идеальный муниципалитет самодостаточным, получающим половину доходов в бюджет от малого бизнеса, причем, не за счет повышения налогов, а за счет увеличения числа предпринимателей. Игроки согласились с необходимостью расширения списка видов деятельности по предоставлению налоговых льгот для новых предприятий.
И чиновники, и предприниматели отметили важность упрощения процедуры оформления земли, бесхозного и неиспользуемого имущества и четкой его регламентации для чиновников, чтобы исключать предвзятость при принятии решения. Кроме того, необходима единая открытая информационная база ресурсов – о земле, помещениях, возможности подключения к инфраструктуре, информация о составе населения, его возрастных категориях. Должна быть в наличии и также в открытом доступе долгосрочная стратегия развития района.
Обобщая сказанное, Алексей Щербацкий обозначил следующие функции Корсоветов на местах:
1 .Канал связи бизнес-сообщества и власти города.
2 .Катализатор постановки задач и снятия напряжения между бизнесом и властью.
3. Инструмент обмена лучшими практиками муниципалитетов в сфере малого и среднего бизнеса.